Логотип Наш Дальний Восток

История Приморского края

 

 

Древнее Приморье

 

Чжурчжэньская черепаха в г.УссурийскеЧжурчжэньская черепаха

 Человек впервые появился на территории Приморья и континентальных районов Азии в эпоху палеолита более 30 тыс. лет назад. Это были собиратели и охотники на мамонтов, диких лошадей, бизонов, носорогов, медведей, лосей. Первыми жителями Приморья были палеоазиатские и тунгусо-маньчжурские народы, их потомки живут на территории края и других районов Дальнего Востока и ныне. Это нанайцы, удэгейцы, орочи, ороки, ульчи, эвены, эвенки, негидальцы. С началом глобального потепления климата, около 10 - 8 тыс. лет назад, в жизни древнего населения произошли существенные изменения. На территории края сформировались неолитические культуры, ориентированные на использование широкого спектра природных ресурсов. Древние люди охотились на сухопутных и морских животных, занимались речным и прибрежным рыболовством, сбором моллюсков и дикоросов. Они жили в небольших поселках в полуземлянках с очагами для обогрева и приготовления пищи. В это время была изобретена глиняная посуда, разнообразные орудия - наконечники стрел, тесла и топоры из камня, лодки, рыболовные крючки, гарпуны, остроги. На финальной стадии каменного века население континентальной части Приморья осваивает примитивное земледелие. В конце второго тысячелетия до н.э. древние люди начинают использовать бронзовые орудия труда и оружие. В начале железного века - около 2800 лет назад - прибрежную зону Приморья занимало население янковской археологической культуры. Люди круглый год жили в крупных поселках. На побережье выращивали просо, в континентальной зоне - ячмень. Занимались рыболовством, собирали моллюсков и растения, охотились. Примерно в это же время, 2300 лет назад, в западных районах Приморья появились носители кроуновской культуры (племена воцзюй). Их основные занятия - земледелие, разведение свиней, коров, лошадей, охота, рыболовство. С первых веков нашей эры у племен илоу получили развитие кузнечное и гончарное ремесла, велось строительство общественных сооружений (дорог, систем водоснабжения), активизировались контакты с культурами сопредельных территорий. Уровень хозяйственного развития и культуры племен раннего железного века Приморья соответствовал начальным этапам формирования классового общества и ранних государств. В середине первого тысячелетия н.э. Приморье было заселено племенами сумо моэх было образовано государство, с начала 8 века получившее название Бохай (698 - 926). На территории Приморья, южная часть которого оказалась в составе Бохая с середины 7 века, находились по меньшей мере две территориально-административные единицы: область Шуайбинь, названная по реке (Суйфэнь, Суйфун, Раздольная), в долине которой располагался ее центр, и округ Янь (Яньчжоу), остатками центрального города его является городище близ пос. Краскино в Хасанском районе. Отсюда, из залива Посьета, начинался морской путь из Бохая в Японию, по которому осуществлялся дипломатический, торговый и культурный обмен между Бохаем и Страной восходящего солнца. Бохайские города и поселения располагались на плодородных землях в долинах рек Раздольной, Илистой, Арсеньевки, Шкотовки, Партизанской. Находившейся восточнее и северо-восточнее Бохая племена хэйшуй мохэ испытывали сильное культурное и политическое влияние Бохая. В 926 г. Бохай был уничтожен киданями. После 926 г. происходит объединение части племен хэйшуй моэх, известных с 10 века под именем чжурчжени. Образованное ими государство Цзинь (Золота империя, 1115-1234) разгромило киданьскую империю Ляо (916-1125) и в ходе войн с китаиской империей Сун завоевало весь Северный Китай. В период своего расцвета империя Цзинь занимала оширные территории от р. Хуайхэ на юге до долины Амура на севере, от Большого Хингана на западе до побережья Японского моря на востоке. На территории Приморья находилась цзиньская губерния Сюйпинь с центром в районе современного города Уссурийска. Во время войн с монголами в начале 13 века, завершившихся гибелью Золотой империи, на территории Восточной Маньчжурии, северной части Корейского полуострова и в Приморье чжурчжэньский военачальник Пусянь Ваньну создал самостоятельное государство Ду Ся. Пришедшие во главе с Пусянем Ваньну из губернии Восточной столицы Цзинь чжурчжэни строили укрепленные города. Многие из них - Шайгинское и Екатеринское городовища в Партизанском районе, Красноярское близ Уссурийска, Ананьевское в Надежденском районе, Лазовское и другие - стали объектами археологических исследований, дав богатейший материал для изучения хозяйства, культуры и общественно-политического устройства чжуржэней.

 


 

Начало освоения

 

Н.М. ПржевальскийН.М. Пржевальский

 Впервые русские землепроходцы, отряд О.Степанова, побывали в Приморье в середине 17 века, коренные народы Дальнего Востока находились на стадии разложения первобытнообщинного строя. Освоение южных районов Дальнего Востока русскими приняло необратимый характер после заключения Айгунского (1858 году) и Пекинского (1860 году) договоров между Россией и Китаем. В середине 19 века началось систематическое изучение Приморья экспедициями кораблей российского флота, посылаемыми туда с Балтики. Экспедиция, которую возглавил генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьёв-Амурский, в 1859 году обследовала северо-западное побережье Японского моря и определила место для основания Владивостока. Первыми переселенцами были военные и казаки. Первые военные посты в Приморье возникли в 1859 году на берегу оз. Ханка (Турий Рог) и в бухте Святой Ольги на побережье Японского моря. В 1860 году начали действовать Владивостокский, Новгородский и Новокиевский посты. Среди последних особо выгодным географическим положением выделялся Владивостокский пост, куда в 1870 году была переведена база Сибирской военной флотилии. Очень скоро Владивосток стал крупнейшим портом России на Тихом океане, а с присвоением ему в 1880 году статуса города – центром Приморской области, объединившей всё дальневосточное прибрежье Сибири – Чукотку, Камчатку, Сахалин, Нижний Амур, Охотский, Удский и Уссурийский края. Она была образована в 1856 году и входила в состав Восточно-Сибирского, а с 1884 года – Приамурского генерал-губернаторства. C этого же времени ведёт отсчет угольная промышленность Приморья. В 1861 году были обнаружены угольные пласты у северных берегов Амурского залива, исследованы обнажения угольного пласта на правом берегу р. Раздольная. В январе 1862 года в месте обнаружения была заложена наклонная шахта. Особое место в заселении края принадлежало казакам. Перед ними ставились две важнейшие задачи: хозяйственное освоение новых земель и их оборона. Первые казачьи посёлки в Приморье возникли на р. Уссури – Верхне-Михайловский, Графский, Ильинский, Княжеский и др. Их основали казаки, зачисленные в Уссурийский пеший батальон Амурского казачьего войска. К 1862 году на Амуре и Уссури обосновалось около 14 тыс. казаков-забайкальцев. В 1867-1869 Пржевальский Николай Михайлович совершил экспедицию в Уссурийский край. На р. Уссури было основано 29 казачьих станиц и посёлков. В 1879 году часть казаков выехала в Южное Приморье, где в пограничной полосе южнее оз. Ханка возникло 10 новых посёлков. Это позволило в 1889 году создать самостоятельное Уссурийское казачье войско. В 1895 году началось переселение на Дальний Восток казаков из Европейской России. Причиной его стала необходимость охраны строившегося Уссурийского участка Сибирской железной дороги (Транссиба). За 5 лет на Дальний Восток прибыло свыше 5 тыс. человек. Это переселение продолжалось и в нач. 20 века. Важную роль в освоении дальневосточных земель сыграло крестьянство. 26 марта 1861 года Амурская и Приморская области Восточной Сибири были объявлены правительством открытыми для заселения «крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счёт». Заселение внутренних районов Уссурийского края первоначально осуществлялось крайне медленно. До 1902 года основная часть переселенцев в Приморье прибывала морем, на судах Добровольного флота. Вновь прибывшие обосновывалась на правом берегу р. Уссури, по р. Раздольная, на Приханкайской низменности и морском побережье. На раннем этапе освоения Приморья его промышленность развивалась преимущественно за счёт разработки природных ресурсов. В 1860–1880-х годах наибольшее значение имели промыслы: лесные (заготовка дров, строевого леса, а также древесных грибов, женьшеня, целебных трав и других дикоросов, пантов и т. д.), морские (добыча морской капусты, трепангов, крабов и т. д.), рыболовство. Огромную роль в освоении Приморья сыграла Транссибирская железная дорога: её восточный участок был построен в 1891–1897 годы. Вдоль дороги возникали рабочие посёлки и станции, крестьянские поселения. В 1897–1903 годы, по договоренности с китайским правительством, часть магистрали была проложена через Маньчжурию (КВЖД), что позволило кратчайшим путём соединить Уссурийский край с Россией.

 


 

Приморье в 20-м веке

 

В.К. АрсеньевВ.К. Арсеньев

 Большой вклад в изучение Приморского края внёс Владимир Клавдиевич Арсеньев. Первые свои экспедиции (1902—1907) он совершил в качестве военного топографа. В его задачу входило проведение маршрутной съёмки, но он попутно собирал и научные материалы о рельефе, геологии, флоре и фауне Южного Приморья и Сихотэ-Алиня, о народах, населявших эти места. В 1906 году Арсеньев исследовал Зауссурийский край к северу от залива Святой Ольги в системе истоков реки Уссури, причём Сихотэ-Алинь был пройден 9 раз. В 1907 году работы 1906 года были продолжены (исследован бассейн реки Бикин и побережье, Сихотэ-Алинь был пройден 4 раза). В 1908—1910 годах Арсеньев при поддержке Русского географического общества осуществил исследования Северного Приморья. С началом проведения правительством П.А. Столыпина аграрной реформы (1906 году) переселенческое движение на окраины стало поощряться путём предоставления переселенцам различных льгот. Приток крестьян на дальневосточную окраину заметно увеличился: в целом в 1900–1916 в Приморскую область прибыло из Европейской части России свыше 200 тыс. чел. Значительное влияние на процесс заселения Приморья, его экономическое и социально-политическое развитие оказала русско-японская война 1904–1905 год, начавшаяся нападением японского флота на русскую Тихоокеанскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура. К началу войны обороноспособность дальневосточных рубежей была чрезвычайно слабой. Военные действия развивались неблагоприятно для российской стороны как на море, так и на суше. 23 августа 1905 года в Портсмуте (США) состоялось подписание мирного договора, согласно которому Россия уступила Японии южную часть о. Сахалин и отказалась в пользу Японии от аренды Ляодунского полуострова с Порт-Артуром и портом Дальний.

Японские интервенты во ВладивостокеЯпонские интервенты во Владивостоке

Начавшаяся летом 1914 года Первая мировая война привела к экономическому кризису всей страны, в т. ч. и Приморья. В связи с блокадой западных портов России значение Владивостокского порта существенно выросло, усилился поток грузов, проходивших через него: за 1914–1916 год грузооборот порта удвоился. Возросла нагрузка на железнодорожный транспорт. После Октября 1917 года Дальний Восток стал ареной Гражданской войны и интервенции. В декабре 1918 года в Приморье развернулось партизанское движение, весной 1919 года партизаны действовали уже в нескольких районах Приморья. Разгром армии А.В. Колчака в Сибири Красной армией в конце 1919 года заставил Антанту отозвать войска с Дальнего Востока России. Интервенцию в Приморье продолжила лишь Япония. 31 января 1920 года во Владивостоке произошёл антиколчаковский переворот, что значительно осложнило присутствие Японии в Приморье. Японцы спровоцировали серию инцидентов, в результате которых оттеснили революционные войска на Север Приморья, оккупировали Северный Сахалин и низовья Амура. В руках Японии оказались выходы России в Тихий океан. Россия не могла воевать в это время на два фронта, движение Красной армии на Востоке было приостановлено у Байкала. Началось формирование «буферного» государственного образования – Дальневосточной Республики (ДВР), которая формально являлась независимым государством, но ни одно важное мероприятие во внутренней и внешней политике не проводилось в жизнь без утверждения Москвой. В мае 1921 года во Владивостоке произошёл контрреволюционный переворот, было образовано

Канадские интервенты. Проход колонны Антанты 15.12.1918 года во Владивостоке.Канадские интервенты во Владивостоке

Временное Приамурское правительство во главе с фабрикантом С.Д. Меркуловым, пытавшееся при поддержке Японии распространить свою власть на весь Дальний Восток. Но в 1922 году белые потерпели поражение. Япония начала вывод войск из Приморья. Гражданская война и иностранная интервенция окончились на Дальнем Востоке на два года позже, чем в центральных районах России. В ноябре 1922 года Дальний Восток был присоединён к РСФСР. В 1920–1930-х годы Приморье в ходе общегос. административно-территориальных преобразований неоднократно меняло свой статус и название. В 1922–1926 году существовала Приморская губерния, которая входила в образованную на территории бывшей ДВР Дальневосточную область (ДВО). В 1926 году ДВО была преобразована в Дальневосточный край (ДВК), а Приморская губерния сначала во Владивостокский округ, затем (в 1932–1934 году) в Приморскую и Уссурийскую область. Административным центром всего Дальнего Востока в 1923–1938 году был Хабаровск, в подчинении которого находились и приморские власти. Лишь с 1938 года Приморская и Уссурийская область, преобразованные в Приморский край, напрямую стали подчиняться Москве. Уже с начала 20 века Приморье стало наиболее заселённой и промышленно развитой территорией российского Дальнего Востока. В середине 1920-х годов здесь проживало около 600 тыс. человек, что составляло 44% всех жителей региона. В начале 1920-х годов на долю Приморской губернии приходилось 52% промышленной продукции Дальневосточной области. В силу ряда причин в 1920-е годы, несмотря на расширение позиций госсектора в экономике региона, серьёзную роль продолжал играть частный и иностранный капитал, а период новой экономической политики (НЭП) продлился на три года дольше, чем в центральной России. Одной из крупнейших среди иностранных концессий была английская горнопромышленная компания «Тетюхе Майнинг Корпорейшн» (1925–1931), занимавшаяся разведкой, разработкой и переработкой серебряно-свинцово-цинковых руд месторождения Тетюхе. В 1930-е годы в регионе развернулось широкое строительство дорог, новых промпредприятий, главным образом, в добывающей промышленности – горных, лесных, рыбных, судоремонтных и т. д. Реконструировались угольные шахты. Одной из ведущих отраслей края по-прежнему оставалась рыбная. Бурное экономическое развитие потребовало обеспечения края трудовыми ресурсами. Для этого государство организовало добровольное переселение на Дальний Восток рабочих и крестьянских семей из центральных районов России, а также демобилизованных красноармейцев. Однако темпы форсированной индустриализации существенно превышали темпы роста свободных трудовых ресурсов края. Для восполнения потребностей в трудовых ресурсах стал широко использоваться труд заключённых. В конце 1929 года в Приморье были организованы отделения Дальневосточного лагеря (Дальлага, позже – Владлага) и транзитный лагерь «Вторая Речка» (Владивосток). Заключённые Дальлага и Владлага работали во Владивостоке, Никольске-Уссурийском (ныне – Уссурийск) и

Монумент в конечной точке ТранссибаМонумент конец Транссиба

Спасске-Дальнем, добывали золото на о. Аскольд, уголь в Сучане и Артёме, заготавливали лес в тайге и рыбу вдоль всего побережья Приморья. К 1937 году численность заключённых в крае достигла 70 тыс. человек. Одновременно в 1930-е годы из края были принудительно выселены несколько десятков тыс. «неблагонадежных» и «социально чуждых» лиц. В 1937–1938 году проведена принудительная депортация из Приморья корейцев (в Казахстан и Среднюю Азию) и китайцев (в основном в Китай), всего – около 200 тыс. человек. В результате депортации оба эти этноса исчезли из национального состава населения Приморья вплоть до конца 1980-х годов. В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 года Приморье, являясь глубоким тылом, избежало непосредственных боевых действий. Но на край пришлась большая нагрузка по производству военной техники и вооружения, судоремонту, добыче леса, угля, редких и цветных металлов. После окончания войны Приморский край продолжил развиваться как крупный промышленно аграрный район Дальнего Востока с сохранением преимущественно сырьевой специализации. Был построен новый крупный порт Находка, который в 1970–1980-х гг. стал одним из крупнейших в стране. В Находке с 1971 года базируется Приморское морское пароходство. В 1980-х годах недалеко от Находки начал работу морской порт Восточный, единственный на Дальнем Востоке, имеющий специализированные комплексы по переработке различных видов технологических грузов. К середине 1960-х годов были созданы новые для края отрасли промышленности: химическая, электротехническая, приборостроительная, инструментальная, фарфоровая, мебельная.
 В марте 1969 года разгорелся Пограничный конфликт между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой из-за острова Даманский, когда после многочисленных провокационных акций китайские воинские подразделения вторглись на остров и предприняли попытку его вооруженного захвата. Силами пограничников и войск Дальневосточного военного

Бой за остров ДаманскийБой за остров Даманский

округа китайцы были выбиты на свою территорию. При этом китайская сторона не прекратила своих попыток занять остров. В результате начавшихся советско-китайских переговоров осенью 1969 года было достигнуто соглашение о прекращении враждебных акций и том, что войска сторон останутся на занятых позициях, что на тот момент означало фактическую передачу острова Китаю. 19 мая 1991 года стороны пришли к соглашению — остров окончательно перешел под юрисдикцию КНР. Всего в ходе столкновений советские войска потеряли убитыми и умершими от ран 58 человек, ранеными 94 человек. Потери китайской стороны до сих пор являются закрытой информацией и составляют по разным оценкам от 100 до 300 человек.
 В начале 1990-х годов в Приморском крае, как и по всей стране, отмечаются существенные изменения в экономическом, политическом, демографическом и социальном развитии. 1 января 1992 года прежде закрытый для иностранцев Владивосток был объявлен открытым городом. Это изменило статус Приморского края, превратив его в активного участника международных отношений. Стали реализовываться совместные проекты, научные исследования, образовательные программы. Введение безвизового обмена с Китаем в 1992 году вызвало наплыв в край китайского населения, в основном мелких торговцев, а также строительных и с.-х. рабочих, значительная часть которых стремится остаться в Приморье на длительное время без законных оснований.